Сергей (novser) wrote,
Сергей
novser

Categories:

Что происходит с продуктами? Они блин дорожают

Цены растут – сейчас весь завтрак или весь обед вполне можно посвятить обсуждению этой темы. Даже Украина теперь меньше волнует людей, чем ситуация в магазинах. Оно и понятно – за 2014 год продукты подорожали почти на 17%, за первые два месяца 2015 года – еще на 6%. Хочется спросить, кто в этом виноват. Поговорив с человеком, работавшим какое-то время в ритейле, имею на этот счет кое-какие соображения.


Вообще ценообразование на продукты – штука не менее сложная, чем например формирование стоимости бензина. Но если на пальцах, то есть две силы – производители продуктов и те, кто продукты продает – торговые сети, они же ритейлеры. Как все происходит обычно? Магазин платит поставщику за его продукты, а потом продает их покупателям с некоторой наценкой. В итоге все остаются при своем. Но это в нормальных странах. А как все происходит в России?

В России как всегда наблюдается некоторый бардак. Сети берут продукты у поставщиков в свои магазины не за просто так. Чтоб, условно говоря, твое молочко попало на полки в супермаркете – нужно доплатить. Зная об этом, производители тоже стараются дурака не валять и потому предлагают ритейлерам свое продовольствие заведомо дороже, с учетом вот этой мзды, которую им предстоит отвалить. На ком это отражается в конечном итоге? Верно, на нас с вами, простых покупателях.

Но и это еще не все. Даже когда продукция поставщика попала на полку в супермаркете, его ждут новые сюрпризы. Например, магазин ставит его перед фактом – «ваши продукты участвовали в акции, мы на них объявляли скидки и рекламировали их по громкой связи, теперь за наши маркетинговые услуги будьте добры заплатите». Акции эти носят спонтанный характер, к тому же, невозможно проверить, правда они были или нет, ведь о них всегда сообщают постфактум. За эту неопределенность подобные мероприятия прозвали «фальш-маркетингом».

Самым легким выходом в данном случае было бы наказать торговые сети и заняться ручным регулированием их деятельности. Так, в частности, предлагает поступать депутат Госдумы Ирина Яровая. Но есть и другие подходы – в частности первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на протяжении нескольких лет усаживал за один стол непримиримых врагов – производителей и продавцов. Сначала ничего не получалось, но по итогам таких переговоров родился такой документ – Кодекс добросовестных практик. Он является реальной альтернативой государственному регулированию потребрынка.

Кодекс Шувалова, в частности, предлагает простой и эффективный способ борьбы с фальш-маркетингом – обязательное согласование с поставщиком проведения маркетинговых мероприятий, а также исчерпывающая отчетность по таким акциям. То есть производитель может подумать, нужна ли ему реклама и в случае если он примет решение, посмотреть, принесла ли она реальную пользу. И таких гибких решений в Кодексе много. Но документ еще не до конца согласован между всеми участниками процесса – поставщиками и ритейлерами.

Сейчас ясно одно: у этих ребят осталось очень мало времени, чтобы договориться. Потому что государство ждать не будет – цены растут и страдают покупатели. И помяните мое слово, лучше бы им согласовать между собой Кодекс добросовестных практик, предложенный Игорем Шуваловым. От госрегулирования, каким бы оно не казалось «народным» и привлекательным, рынок, а в конечном итоге и экономика, точно не выиграют.

Tags: общество
Subscribe

promo novser march 10, 2010 10:00
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Здесь могла бы быть Ваша реклама! ;)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →