!

Что происходит с продуктами? Они блин дорожают

Цены растут – сейчас весь завтрак или весь обед вполне можно посвятить обсуждению этой темы. Даже Украина теперь меньше волнует людей, чем ситуация в магазинах. Оно и понятно – за 2014 год продукты подорожали почти на 17%, за первые два месяца 2015 года – еще на 6%. Хочется спросить, кто в этом виноват. Поговорив с человеком, работавшим какое-то время в ритейле, имею на этот счет кое-какие соображения.


Вообще ценообразование на продукты – штука не менее сложная, чем например формирование стоимости бензина. Но если на пальцах, то есть две силы – производители продуктов и те, кто продукты продает – торговые сети, они же ритейлеры. Как все происходит обычно? Магазин платит поставщику за его продукты, а потом продает их покупателям с некоторой наценкой. В итоге все остаются при своем. Но это в нормальных странах. А как все происходит в России?

В России как всегда наблюдается некоторый бардак. Сети берут продукты у поставщиков в свои магазины не за просто так. Чтоб, условно говоря, твое молочко попало на полки в супермаркете – нужно доплатить. Зная об этом, производители тоже стараются дурака не валять и потому предлагают ритейлерам свое продовольствие заведомо дороже, с учетом вот этой мзды, которую им предстоит отвалить. На ком это отражается в конечном итоге? Верно, на нас с вами, простых покупателях.

Но и это еще не все. Даже когда продукция поставщика попала на полку в супермаркете, его ждут новые сюрпризы. Например, магазин ставит его перед фактом – «ваши продукты участвовали в акции, мы на них объявляли скидки и рекламировали их по громкой связи, теперь за наши маркетинговые услуги будьте добры заплатите». Акции эти носят спонтанный характер, к тому же, невозможно проверить, правда они были или нет, ведь о них всегда сообщают постфактум. За эту неопределенность подобные мероприятия прозвали «фальш-маркетингом».

Самым легким выходом в данном случае было бы наказать торговые сети и заняться ручным регулированием их деятельности. Так, в частности, предлагает поступать депутат Госдумы Ирина Яровая. Но есть и другие подходы – в частности первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на протяжении нескольких лет усаживал за один стол непримиримых врагов – производителей и продавцов. Сначала ничего не получалось, но по итогам таких переговоров родился такой документ – Кодекс добросовестных практик. Он является реальной альтернативой государственному регулированию потребрынка.

Кодекс Шувалова, в частности, предлагает простой и эффективный способ борьбы с фальш-маркетингом – обязательное согласование с поставщиком проведения маркетинговых мероприятий, а также исчерпывающая отчетность по таким акциям. То есть производитель может подумать, нужна ли ему реклама и в случае если он примет решение, посмотреть, принесла ли она реальную пользу. И таких гибких решений в Кодексе много. Но документ еще не до конца согласован между всеми участниками процесса – поставщиками и ритейлерами.

Сейчас ясно одно: у этих ребят осталось очень мало времени, чтобы договориться. Потому что государство ждать не будет – цены растут и страдают покупатели. И помяните мое слово, лучше бы им согласовать между собой Кодекс добросовестных практик, предложенный Игорем Шуваловым. От госрегулирования, каким бы оно не казалось «народным» и привлекательным, рынок, а в конечном итоге и экономика, точно не выиграют.

Метки:
promo novser march 10, 2010 10:00
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Здесь могла бы быть Ваша реклама! ;)
Какие сети? Какой фальш-маркетинг? Курс национальной валюты упал вдвое, и страна - под экономическими санкциями! Вот где причина повышения цен на всё, в т.ч. и на продукты питания!
почему то все торговцы стоимость продуктов привязывают к росту доллара, а он колеблется, но цены завысили по максимуму и не корректируют в меньшую сторону... жизнь протекает на постсоветском пространстве, а все связывают с долларом...