!

Под защитой РАО

Внимание, вопрос. Что вы знаете о системе защиты прав авторов в России? Думаю, многие из вас затруднились бы ответить. Или ответили бы так: полное бесправие, воровство, авторов никто в грош не ставит. Все верно. Только если речь не идет об авторах в музыкальной индустрии.
Вы всерьез удивитесь, но там уже довольно давно налажена весьма эффективная система сбора и распределения денег среди правообладателей. К чему я это веду?



А вот к этой новости. Система коллективного управления авторскими правами будет модернизирована под эгидой Российского авторского общества. И тот факт, что именно РАО будет курировать этот процесс, внушает надежду.
Сейчас объясню почему. Дело в том, что вот эта эффективная система защиты авторских прав авторов музыкальных произведений была рождена и построена именно в недрах Российского авторского общества.

Эта организация – преемник еще советской аналогичной структуры. Но, как вы понимаете, советское время – это совсем не то, что сейчас. Тогда артисты, композиторы, поэты-песенники были под защитой государства. Рынка как такового не было, был госзаказ. Конечно, существовала полулегальная сцена, где с артистами рассчитывались напрямую, но в целом все ходили под государством. В 90-е это всё рухнуло. И очень многие авторы остались без защиты. Нагло воровалось всё, пиратство стало нормой.

Не хочу углубляться в исторический экскурс, подчеркну лишь одно обстоятельство: очень много авторов, любимых народом, известных, заслуженных оказалось без защиты. Ведь тут какая история – если ты, например, Юрий Антонов, автор и исполнитель, то ты можешь зарабатывать концертами. А если ты, к примеру, Юрий Энтин, поэт-песенник, то как тебе заработать? Только на авторских отчислениях. А вот их-то и некому было собирать. Вернее, конторы были, да только гребли они под себя.

И вот в 90-е появилось Российское авторское общество, которое объединило российских авторов. Конечно, не сразу удалось всё наладить, российское законодательство было очень далеко от совершенства в этом вопросе, а самое главное, инструментов и средств для его исполнения не хватало. Но постепенно Российское авторское общество создало систему, при которой защищенными оказались и условный Антонов, и Энтин. Вы, конечно, можете спросить, кто такой вообще этот Энтин? А он написал кучу песен, которые до сих пор очень часто можно услышать по радио и на концертах. И за использование своих песен он через Российское авторское общество получает причитающееся ему вознаграждение.

Как производится сбор средств, не буду рассказывать, это слишком долго. Вот тут в газете Метро вся инфа для интересующихся. Укажу лишь на два важных пункта. Первый. Российское авторское общество сделало почти невероятное – оно наладило абсолютно прозрачную систему сбора и перечисления денег авторам. Для России это беспрецедентное решение. Любой автор может проверить, не обсчитали ли его, не обманули ли. Все документы в доступе, все открыто, никаких подковерных делишек. А второй момент в мощнейшей юридической поддержке, которую Российское авторское общество оказывает авторам. На организацию работает несколько сот квалифицированных юристов, отстаивающих права авторов.

Эффективность юридической службы авторов говорит сама за себя: почти 90% дел решается в пользу правообладателей. Ну и на закуску – Российское авторское общество сделало уникальную вещь – охватило своей сетью регионы России. То есть, воровать у авторов их произведения теперь нельзя не только в столицах, но и нигде вообще. Сейчас система, налаженная РАО, подвергается критике, главным образом, со стороны Минкомсвязи.

Трудно сказать, есть ли достаточные основания у чиновников, чтобы критиковать организацию. Но как бы то ни было, пришла пора реформ, и система, выстроенная РАО, будет скорректирована. Плюс в том, что это будет сделано профессионалами из Российского авторского общества. Потому что если это отдать в руки Минкомсвязи, боюсь, тот же Юрий Энтин опять заплачет горькими слезами.

Записи из этого журнала по тегу «закон и право»

promo novser marzo 10, 2010 10:00
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Здесь могла бы быть Ваша реклама! ;)
Просто частенько обычный человек досконально этого всего не знает, какая разница между существующими на сегодняшний день в стране организациями по коллективному управлению правами. Ему, как потребителю контента, это не очень нужно и интересно.
Не могу судить о том, на сколько хорошо или плохо обстояли дела в области авторских прав, но то, что хотят сделать еще лучше, это хорошо.
Вот и хорошо, что такой огромный процент судебных дел решается в пользу правообладателей. За авторов можно только порадоваться.
Не совсем понимаю, зачем ломать годами сложившуюся схему, которая к тому же неплохо работает. Ну да ладно, пусть это будет на совести тех, кто придумал реформу.
Трудно себе представить, чтобы автор в одиночку боролся с огромными компаниями. А вот РАО вполне успешно это желает и выставляет счета даже довольно крупным и известным, например «Триколор ТВ» http://www.vkonline.ru/news/archive/162539/rossijskoe-avtorskoe-obshestvo-vyigralo-sud-u-trikolor-tv