!

Москва – город высокой культуры

Москва всегда была столицей, но если раньше ее культурные достопримечательности были в основном простым смертным незаметны, то теперь даже любой, просто так остановившийся в этом городе, проездом, сможет посмотреть что его душе угодно: без проблем можно купить билеты в театр или на выставки (ну если это не Серов в день закрытия, конечно)))), посмотреть экспозиции в музеях или поучаствовать в каком-нибудь развлекательно-познавательном мероприятии. И это реально здорово!



Оригинал взят у tesey в Сердце, воображение и разум Москвы
Иногда ещё встречаются на стенах зданий советской эпохи таблички типа «Наш дом борется за звание дома высокой культуры». За культуру именно «боролись». Гордились её достижениями и рапортовали о них также, как о миллионах тонн стали, хлеба и угля. «А также в области балета мы впереди планеты всей», иронизировал Галич не только над борьбой «за культуру», но и над тем, как истово эта борьба и культура выпячивались на мировой арене – вот, дескать, и мы ничем не хуже, не лаптем щи хлебаем. Наверное, в следствии этой нелепой борьбы «за всё хорошее против всего плохого», словосочетание «работник культуры» с детства вызывает у меня двоякие чувства. В самом деле, вот гениальный актёр театра и массовик-затейник, кричащий в мегафон на мероприятии районного масштаба, проводимом «для галочки»: оба считаются работниками культуры.




Работы старых голландских мастеров (те самые натюрморты с сыром, рыбой и фруктами) сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в миллионы долларов. Трудно поверить, но когда-то их покупали на ярмарках простые неграмотные крестьяне. За пару гульденов, а то и просто за набор продуктов. На память о богатом урожае и о хорошем торге в базарный день. После закупки недостающих продуктов, инструментов, посуды, игрушек для детей и обновки для супруги человек чувствовал потребность потратить оставшиеся на красоту, на нечто эфемерное, но не менее, чем хлеб насущный, нужное.

Потом картина радовала взгляд намалёванным изобилием, пробуждая желание мечтать и надеяться на лучшее. А человек, который живёт с надеждой, не только оптимистичен и успешен, он начинает стремиться к красоте во всём. Красивая картина в замызганной лачуге не «играет» и воленс-ноленс её постепенно окружает уютный, ухоженный интерьер, а во дворе появляется кокетливая оградка и палисадник, в котором так приятно наслаждаться покоем летними вечерами. Это и есть культура, как мне видится. Её нельзя насадить сверху и учредить в приказном порядке.



«Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». Это Паустовский. Его мысль привлекла моё внимание тем, что он очень точно очертил границы: и сердце, и воображение и разум составляют то, что принято называть «внутренним миром», «душою». «сознанием» и т.д. Сфера, как понимаете, весьма интимная, очень личная для каждого из нас. И тем не менее, существует её связь с общим и общественным. Наши внутренние переживания регулярно взаимодействуют с миром. И прежде всего с тем миром, что нас окружает – с Москвой.



Слава всем святым, в Москве перестали бороться за культуру. Можно сколько угодно долго гадать над феноменом нашумевшей в прошлом году выставки Серова, но факт остаётся фактом – искусство возвращается в нашу жизнь.
Оказывается, в прошлом году в Москве было проведено более 1500 различных художественных выставок. А ещё 24 тысячи (!) концертов, фестивалей и спектаклей. И всё это было сделано не потому, что нужно выполнять некий план, а потому, что выражение «культурный отдых» больше не означает посиделки в кабаке с отвратительной громкой музыкой, пьяными кривляниями и фотографированием «на память» апоплексических лиц над грудами объедков.
Теперь в моде отдых, означающий поход в оперу (да-да, в оперу, в тот же «Геликон»), в театр (а их у нас много), в картинную галерею, в музей. Музеев в Москве, кстати, 365 штук – по одному на каждый день года. В Лондоне в два раза меньше – 173, а в распиаренном Париже всего 137. Мало того, московские музеи, также как библиотеки и кинотеатры, время от времени распахивают свои двери для всех желающих по ночам – Moscow never sleep, как говорится.



Но самое потрясающее в том, что «работниками культуры» становятся сами горожане. Зритель такой же участник фестиваля, как и артист или художник. Культурное пространство становится интерактивным – участниками прошлогоднего фестиваля реконструкторов «Времена и эпохи» стали 270 тысяч человек (!), примеривших доспехи римских легионеров и взвесивших в руке копьё Ахилла. А ещё было «Московское лето» (варенье – бочками!), был «День города» и «Круг света».

При этом сама Москва, её улицы и площади превращаются в сценические площадки и арт-галереи, сами становятся объектами искусства. В кои то веки наши власти не загоняют ширнармассы в светлое культурное будущее организованными колоннами, а создают среду, пространство, способное обеспечить каждого возможностью самовыразиться: проявить своё воображение, открыть своё сердце и расширить разум.
С чем вас и поздравляю – мы больше не боремся за культуру и не стараемся выглядеть культурно – мы просто живём красиво и интересно.

Записи из этого журнала по тегу «Москва»

promo novser march 10, 2010 10:00
Buy for 20 tokens
Промо-блок свободен! Здесь могла бы быть Ваша реклама! ;)
Чем меньше "работников культуры", тем лучше! Ещё бы поубавить давно оторвавшихся от реальности деятелей различных искусств, меряющихся х...друг с другом и не обращающих внимания на тех, для кого они должны "творить"