
Пригородные пассажирские компании (ППК) субсидируются из федеральных и региональных бюджетов. Но, если федеральные вливания не требуют прямого финансирования, а осуществляются за счет обнуления НДС и снижения платы за железнодорожную инфраструктуру до символического 1%, то регионы должны возмещать доходы, выпадающие от госрегулирования тарифов, живыми деньгами. Это от 11 до 14 млрд руб. в год.
Регионы, как все знают, не очень рады обязательствам по софинансированию федеральных проектов, хотя именно их население более всего заинтересовано в дешевых билетах на электричку. В 2017 году 14 регионов внесли менее половины своей доли, в 2018-м – в должниках осталось 10 регионов. Проблема не только в деньгах, но и в юридическом бардаке, из-за чего не все регионы, заключив договоры с ППК, зафиксировали в них суммы компенсаций. Составить типовые договоры, в которых все это будет учтено, Минтрансу поручено до 1 июля.
Разумеется, если смотреть глубоко и ретроспективно, убыточность электричек – это наследие 90-х и плод хитрой приватизации РЖД. Эта контора успешно выделила из себя ППК, переложив на них все убытки по содержанию инфраструктуры. Государство в результате вынуждено их содержать из соображений социальных – дешевый проезд на дачи и в деревни нужен населению. Не самая справедливая ситуация, но так уж сложилось.
Так что придется регионам и дальше компенсировать низкие тарифы в электричках. Кстати, в прошлый раз, когда правительству пришлось разбираться с долгами перед ППК, уже бывший вице-премьер Аркадий Дворкович просто решил оставить регионы без субсидии на автодороги, пока те не погасят обязательства перед ППК.
Количество должников сразу сократилось в разы! Что-то отключат регионам на этот раз?
Journal information